Структурированная система мониторинга и управления  СМИС ГОСТ Р 22.1.12 - 2005

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает:
- категории потенциально-опасных объектов, зданий и сооружений (далее - объектов), подлежащих оснащению структурированными системами мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (далее - СМИС);
- основные требования к построению СМИС;
- перечень функций СМИС, обеспечивающих решение задач безопасности объектов;
- порядок информацион-ного сопряжения данных от СМИСс единой дежурно-диспетчерской службой города, района (далее – ЕДДС);
- порядок проведения испытаний и приемки в эксплуатацию СМИС.
Положения настоящего стандарта предназначены для использо-вания: федеральными органами исполнительной власти, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), и их территори-альными органами; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и мест-ного самоуправления; органами управления, специально уполномоченными на решение задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – органов управления ГОЧС), взаимодействующих с ними служб, а также научно-исследовательскими, проектными строительными и монтажными организациями всех форм собственности, осуществ-ляющими проектирование, строительство, монтаж и капитальный ремонт объек-тов.
___________________________________________________________________________
Издание официальное

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на сле-дующие стандарты:
ГОСТ 3.1603-91 Единая система технологической документа-ции. Правила оформления документов на технологические процессы (операции) сбора и сдачи технологических отходов
ГОСТ 12.1.030-80 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление
ГОСТ 34.003-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизиро-ванные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения
ГОСТ 34.601-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на авто-матизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания
ГОСТ 34.603 - 92 Информационная технология. Виды испытаний автомати-зированных систем
ГОСТ 14254 (МЭК 529-89) Степени защиты, обес-печиваемые оболочками
(код IР)
ГОСТ Р 22.7.01-99 Безопасность в чрез-вычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения
ГОСТ Р 51769-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения
ГОСТ Р 52108-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Основные положения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесооб-разно проверить действие ссылочных стандартов по указателю «Национальные стандарты», со-ставленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.


3 Термины, определения и сокращения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1
авария: Опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, наруше-нию производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природ-ной среде.
Примечание – Крупная авария, как правило с человеческими жертвами, является ката-строфой
[ГОСТ Р 22.0.05 - 94, статья 3.1.3]
3.2
аварийно-спасательные работы в чрез-вычайной ситуации; аварийно-спасательные работы в ЧС: Действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвы-чайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия, харак-терных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения
[ГОСТ Р 22.0.02 - 94, статья 2.4.5]
3.3 аккредитация: Официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в оп-ределенной области оценки соответствия [1].
3.4 безопасность эксплуатации: Состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окру-жающей среде, жизни или здоровью животных и растений [1].
3.5 декларирование соответствия: Форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов [1].
3.6 дек-ларация о соответствии: Документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продук-ции требованиям технических регламентов [1].
3.7 дестабилизирующий фактор: Отклонение от нормативных значений технических параметров производственных процессов и процессов обеспечения функционирования зданий и сооружений.
3.8
единая дежурно-диспетчерская служба города; ЕДДС: Орган повседневного управления местной (городской) подсистемы РСЧС, пред-назначенный для координации действий дежурных и диспетчерских (дежурно-диспетчерских) служб го-рода и создаваемый при органе управления ГОЧС.
[ГОСТ Р 22.7.01 - 99, раздел 3, первый аб-зац]
3.9
жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях; ЖОН ЧС: Совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами Единой государствен-ной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайной ситуации, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения эва-куированных по нормам и нормативам для условий ЧС, разработанным и утвержденным в установлен-ном порядке.
[ГОСТ Р 22.3.05 - 96, статья 2.1.1]
3.10
защита населения в чрезвычай-ных ситуациях; защита населения в ЧС: Совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь на-селения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычай-ной ситуации.
[ГОСТ Р 22.0.02 - 94, статья 2.3.7]
3.11
защитное сооружение: Инженер-ное сооружение, предназначенное для ук¬рытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате по¬следствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бед-ствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств пораже-ния.
[ГОСТ Р 22.0.02 - 94, статья 2.3.10]
3.12 заявитель: Физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия [1].
3.13 здание: Строительная система, состоящая из несущих и ограждающих или совмещенных (несущих и ограждающих) конструкций, обра-зующих наземный замкнутый объем, предназначенный для проживания или пребывания людей в зависи-мости от функционального назначения (жилые дома, промышленные здания, стадионы, торговые центры, больницы, школы, киноконцертные залы и т.п.).
3.14
зона вероятной чрезвычайной ситуа-ции; зона ВЧС: Территория или акватория, на которой существует либо не исключена опасность возник-новения чрезвычайной ситуации.
[ГОСТ Р 22.0.02 - 94, пункт 2.1.18]
3.15
зона чрезвы-чайной ситуации; зона ЧС: Территория или акватория, на которой сложилась чрезвычайная ситуа-ция.
[ГОСТ Р 22.0.02 - 94, статья 2.1.17]
3.16
источник техногенной чрезвычайной си-туации; источник техногенной ЧС: Опасное техногенное происшествие, в результате которого на объек-те, определенной территории или акватории произошла техногенная чрезвычайная ситуация.
Примечание – К опасным техногенным происшествиям относят аварии на промышленных объек-тах или на транспорте, пожары, взрывы или высвобождение различных видов энергии
[ГОСТ Р 22.0.05 - 94, статья 3.1.2]
3.17 инженерные системы зданий и сооружений: Функционально закон-ченный комплекс технических средств, предназначенный для создания и поддержания условий, при кото-рых наиболее эффективно осуществляется работа оборудования и жизнедеятельность людей.
3.18 инженерный риск обрушения здания (сооружения): Величина, зависящая от степени повреждения и характеризующая вероятность обрушения здания (сооружения) для рассматриваемого интервала времени, 1/год [2] .
3.19 инженерная безопасность здания (сооружения): Величина, характеризующая спо-собность здания (сооружения) противостоять возможному обрушению, опасному для жизни людей [2].
3.20
ликвидация чрезвычайных ситуаций; ликвидация ЧС: Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия харак-терных для опасных факторов
[ГОСТ Р 22.0.02 - 94, статья 2.4.2]
3.21
неотложные рабо-ты в чрезвычайной ситуации; неотложные работы в ЧС: Аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы, оказание экстренной медицинской помощи, проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий и охрана общественного порядка в зоне чрезвычайной ситуации.
[ГОСТ Р 22.0.02 - 94, статья 2.4.4]
3.22
объект мониторинга: Природный, техногенный или природно-техногенный объект или его часть, в пределах которого по определенной программе осу-ществляются регулярные наблюдения за окружающей средой с целью контроля за ее состоянием, анализа происходящих в ней процессов, выполняемых для своевременного выявления и прогнозирования их из-менений и оценки.
[ГОСТ Р 22.1.02 - 95, статья 3.1.5]
3.23
опасность в чрезвычайной ситуации; опасность в ЧС: Состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения пора-жающих факторов и воздействий источника чрезвычайной ситуации на население, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду в зоне чрезвычайной ситуации.
[ГОСТ Р 22.0.02 - 94, статья 2.1.10]
3.24 оценка соответствия: Прямое или косвенное определение соблюдения требова-ний, предъявляемых к объекту [1].
3.25
потенциально опасный объект: Объект, на котором используют, произво¬дят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрыво-опасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.
[ГОСТ Р 22.0.02 - 94, статья 2.1.24]
3.26
потенциально опасное вещество; опасное вещество: Вещество, которое вследствие своих физиче-ских, химических, биологических или токсикологических свойств предопределяет собой опасность для жизни и здоровья людей, для сельскохозяйственных животных и растений.
[ГОСТ Р 22.0.05 - 94, статья 3.1.8]
3.27
предупреждение чрезвычайных ситуаций; предупреждение ЧС: Комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшения риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае из возникновения.
[ГОСТ Р 22.0.02 - 94, статья 2.3.1]
3.28
прогнозирование чрезвычайных ситуаций; прогнозирование ЧС: Опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем.
Примечание – Прогнозирование может носить долгосрочный, краткосрочный или оперативный характер
[ГОСТ Р 22.1.02 - 95, статья 3.1.2]
3.29
прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций; про-гнозирование техногенных ЧС: Опережающее отражение вероятности появления и развития техногенных чрезвычайных ситуаций и их последствий на основе оценки риска возникновения пожаров, взрывов, ава-рий, катастроф.
[ГОСТ Р 22.1.02 - 95, статья 3.2.5]
3.30 промышленная безопасность опас-ных производственных объектов: Состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий [3].
3.31
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; РСЧС: Система органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Россий-ской Федерации, органов местного самоуправления, государственных учреждений и различных общест-венных объединений, а также специально уполномоченных организационных структур с имеющимися у них силами и средствами, предназначенными для предупреждения чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения – для их ликвидации, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения потерь и материального ущерба
[ГОСТ Р 22.0.02 - 94, статья 2.2.1]

3.32
риск возникновения чрезвычайной ситуации; риск ЧС: Вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска.
[ГОСТ Р 22.0.02 - 94, статья 2.1.11]
3.33 система безопасности: Программно-технический комплекс, предна-значенный для решения задач предупреждения чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных террори-стическими актами, пожарной безопасности, взрывобезопасности, охраны и оповещения людей о чрезвы-чайных ситуациях.
3.34 система жизнеобеспечения: Программно-технический комплекс, предна-значенный для решения задач бесперебойного (в пределах нормативных показателей) обеспечения функ-ционирования оборудования (теплоснабжения, водоснабжения и канализации, электроснабжения, газо-снабжения и т.п.) потенциально опасных объектов, зданий и сооружений.
3.35 структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений; СМИС: Постро-енная на базе программно-технических средств система, предназначенная для осуществления мониторин-га технологических процессов и процессов обеспечения функционирования оборудования непосредст-венно на потенциально - опасных объектах, в зданиях и сооружениях и передачи информации об их со-стоянии по каналам связи в дежурно-диспетчерские службы этих объектов для последующей обработки с целью оценки, предупреждения и ликвидации последствий дестабилизирующих факторов в реальном времени, а также для передачи информации о прогнозе и факте возникновения ЧС, в т.ч. вызванных тер-рористическими актами, в ЕДДС [4].
3.36 сооружения: Строительная система, не имеющая назем-ного замкнутого объема, - мосты и тоннели длиной более 500 м, метрополитены, гидротехнические со-оружения 1-го и 2-го классов.
3.37 степень повреждения здания (сооружения): Величина, характеризующая утрату первоначальных технико-эксплуатационных качеств (прочности, ус-тойчивости, надежности и т.д.) в результате воздействия природно-техногенных факторов [2].
3.38
чрезвычайная ситуация; ЧС: Обстановка на определенной тер-ритории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природой среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизне-деятельности людей.
Примечание – Различают чрезвычайные ситуации по характеру источника (природные, техногенные, биолого-социальные и военные) и по масштабам ( глобальные или национальные, региональные, местные и локаль-ные или частные).
[ГОСТ Р 22.0.02 - 94, статья 2.1.1]
3.39
эвакуация населения: Комплекс мероприятий по организо-ванному выводу и (или) вывозу населения из зон чрезвычайной ситуации или веро-ятной чрезвычайной ситуации, а также жизнеобеспечение эвакуированных в рай-оне размещения.
[ГОСТ Р 22.0.02 - 94, статья 2.3.16]

4 Основные положения


4.1 Объекты социально-бытового, жилого и иного назначения следует оборудовать СМИС, информационно сопряженными с автоматизирован-ными системами дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС) объектов и ЕДДС с целью предупреждения возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в т. ч. вызванных террористическими актами.
4.2 СМИС создают в целях обеспечения гарантированной устойчивости функционирования системы процессов жиз-необеспечения требуемого качества на контролируемых объектах и выступают как средство информационной поддержки принятия решения по предупреждению и ликвидации ЧС, в т. ч. вызванных террористическими актами, диспетчерами ДДС объектов и ЕДДС в условиях действия дестабилизирующих факторов.
В час-ти, касающейся предупреждения ЧС, СМИСявляется неотъемлемым элементом автоматизированных систем объекта, разработанных по ГОСТ 34.003, ГОСТ 34.601, ГОСТ 34.603 и [5].

4.3 СМИС строят на базе программно-технических средств, осуществляющих мониторинг технологических процессов и процессов обеспечения функционирования непосредственно на объектах и обеспе-чивающих передачу информации об их состоянии по каналам связи в ДДС этих объектов для последующей обработки с целью оценки, предвидения и ликвидации последствий дестабилизирующих факторов в реальном времени, а также для пере-дачи информации о прогнозе и факте возникновения ЧС, в т. ч. вызванных терро-ристическими актами, в ЕДДС.
4.4 Объектами контроля, а в ряде случаев управления, должны являться подсистемы жизнеобеспечения и безопасно-сти:
- теплоснабжение;
- вентиляция и кондиционирование;
- водоснабжение и канализация;
- электроснабжение;
- га-зоснабжение;
- инженерно-технический комплекс пожарной безопасно-сти объекта;
- лифтовое оборудование;
- система оповеще-ния;
- системы охранной сигнализации и видеонаблюдения;
- сис-темы обнаружения повышенного уровня радиации, аварийных химически-опасных веществ, биологически-опасных веществ, значительной концентрации токсичных и взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей и др.).
Объектами кон-троля должны являться инженерно-технические конструкции (конструктивные элементы) объектов.
4.5 СМИС должны обеспечивать контроль следую-щих основных дестабилизирующих факторов:
- возникновения пожа-ра;
- нарушения в системе отопления, подачи горячей и холодной воды, вызванные выходом из строя инженерного оборудования на центральных тепловых пунктах, котельных, а также авариями на трубопроводах и приборах отопле-ния;
- нарушения в подаче электроэнергии;
- нарушения в подаче газа;
- отказа в работе лифтового оборудования;
- несанкциониро-ванного проникновения в служебные помещения;
- повышенного уровня радиации, предельно допустимой концентрации аварийных химически-опасных веществ; биологически-опасных веществ; взрывоопасных концентраций газовоз-душных смесей;
- затопления помещений, дренажных систем и технологи-ческих приямков;
- утечки газа;
- отклонений от нормативных па-раметров производственных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
- изменения состояния инженерно-технических конструкций (конструктивных элементов) объектов.
4.6 СМИС должны обеспечивать:
- прогнозирование и предупреждение аварийных ситуаций пу-тем контроля за параметрами процессов обеспечения функционирования объектов и определения отклонений их текущих значений от нормативных;
- непре-рывность сбора, передачи и обработки информации о значениях параметров про-цессов обеспечения функционирования объектов;
- формирование и передачу формализованной оперативной информации о состоянии технологических систем и изменении состояния инженерно-технических конструкций объектов в ДДС объек-та;
- формирование и передачу формализованного сообщения о ЧС на объек-тах, в т. ч. вызванных террористическими актами, в ЕДДС;
- автоматизиро-ванный или принудительный запуск системы оповещения населения о произошед-шей чрезвычайной ситуации и необходимых действиях по эвакуации;
- автома-тизированное или принудительное оповещение соответствующих специалистов, отвечающих за безопасность объектов;
- автоматизированный или принудительный запуск систем преду-преждения или ликвидации ЧС по определенным алгоритмам для конкретного объекта и кон-кретного вида ЧС, которые должны быть утверждены установленным порядком (прекращение подачи газа, воды, включение средств пожаротушения и т.п.). Алгоритмы должны обеспечивать комплексную, взаимосвязанную работу всех необходимых систем безопасности и жизнеобеспе-чения с целью предупреждения и ликвидации ЧС. Для каждого вида ЧС, в т. ч. вызванных терро-ристическими актами, должны быть разработаны свои алгоритмы предупреждения и ликвида-ции ЧС;
- документирование и регистрацию аварийных ситуаций, а также дей-ствий ДДС объектов.
4.7 В состав СМИС должны входить следующие компонен-ты:
- комплекс измерительных средств, средств автоматизации и исполнительных ме-ханизмов;
- многофункциональная кабельная система;
- сеть передачи ин-формации;
- автоматизированная система диспетчерского управления инженерными системами объектов;
- административные ресурсы.
В комплекс измерительных средств должны входить: аналоговые и (или) цифровые датчики контроля технологических па-раметров; водо-, газо- и электросчетчики; датчики аварий с дискретными сигналами; датчики контроля изменения состояния инженерных несущих конструкций; датчики обнаружения повы-шенного уровня радиации, аварийных химически-опасных веществ, биологически-опасных ве-ществ, значительной концентрации токсичных и взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей.
В комплекс средств автоматизации должны входить программируемые логические контроллеры, обеспечивающие дистанционную передачу информации и дистанционное управле-ние исполнительными механизмами.
В качестве исполнительных механизмов следует ис-пользовать технические средства, обеспечивающие дистанционное управление (клапаны, за-движки, электроприводы, насосы и т.д.).
В многофункциональную кабельную систему включаются:
- кабеленесущие конструкции;
- электрические и слаботочные кабе-ли;
- коммутирующие устройства (кроссы, электрические шкафы).
В автоматизирован-ную систему диспетчерского управления инженерными системами здания входят:
- сеть сбора информации от локальных систем автоматики;
- серверы ввода-вывода;
- ло-кальная и (или) глобальная вычислительные сети;
- рабочие станции диспетчеров;
- программный комплекс.
К административным ресурсам относят:
- организационные структуры, обеспечивающие эксплуатацию объектов;
- эксплуатационно-техническую и распорядительную документацию;
- документацию, регламентирующую взаимодействие с ЕДДС.
4.8 ЕДДС в части решения задач безопасности объектов должны решать следующие основные задачи:
- получение от СМИС информации о прогнозе или воз-никновении чрезвычайной ситуации, в т. ч. вызванной террористическим актом;
- ана-лиз и оценку достоверности поступившей информации о ЧС, доведение ее до ДДС, в компетен-цию которых входит реагирование на принятое сообщение;
- обработку и анализ дан-ных о ЧС, определение ее масштаба и уточнение состава ДДС, привлекаемых для реагирования на ЧС, их оповещение о переводе в высшие режимы функционирования звена (подсистемы) РСЧС;
- оперативное управление аварийно-спасательными службами, пожарными, пожар-но-спасательными и аварийно-спасательными формированиями, постановку и доведение до них задач по локализации и ликвидации последствий ЧС, в т. ч. вызванных террористическими акта-ми, принятие необходимых экстренных мер и решений (в пределах установленных вышестоящи-ми органами полномочий);
- обобщение, оценку и контроль данных обстановки, приня-тых мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, уточнение и корректировку (по обстановке) за-ранее разработанных и согласованных с городскими службами вариантов решений по ликвида-ции ЧС;
- постоянное информирование ДДС, привлекаемых к ликвидации ЧС, подчиненных сил постоянной готовности об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
- представление докладов (донесений) вышестоящим органам управления по подчиненности об угрозе или возникновении ЧС, в т. ч. вызванной террористическим актом, сложившейся обста-новке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (на основе ранее подготов-ленных и согласованных планов);
- доведение задач, поставленных вышестоящими орга-нами РСЧС, до ДДС и подчиненных сил постоянной готовности, контроль их выполнения и ор-ганизация взаимодействия;
- обобщение информации о произошедших ЧС (за сутки де-журства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчи-ненности.
Режимы функционирования и состав ЕДДС должны соответствовать требовани-ям ГОСТ Р 22.7.01.
4.9 СМИС подлежат обязательной установке на потенциаль-но опасных, особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, перечень которых представлен в [6].
:К особо опасным объектам относят:
- ядерно- и/или ра-диационно-опасные объекты (атомные электростанции, исследовательские реакторы, предпри-ятия топливного цикла, хранилища временного и долговременного хранения ядерного топлива и радиоактивных отходов);
- объекты уничтожения и захоронения химических и других опас-ных отходов;
- гидротехнические сооружения 1-го и 2-го классов;
- крупные склады для хранения нефти и нефтепродуктов (свыше 20 тыс. тонн) и изотермические хранилища сжи-женных газов;
-объекты, связанные с производством, получением или переработкой жидко-фазных или твердых продуктов, обладающих взрывчатыми свойствами и склонных к спонтанно-му разложению с энергией возможного взрыва, эквивалентной 4,5 тонн тринитротолуола;
- предприятия по подземной и открытой (глубина разработки свыше 150 м) добыче и переработке (обогащению) твердых полезных ископаемых;
- тепловые электростанции мощностью свы-ше 600 МВт.
К технически сложным объектам относят:
- морские порты, аэро-порты основной взлетно-посадочной полосой длиной 1800 и более, мосты и тоннели длиной бо-лее 500 м, метрополитены.
- крупные промышленные объекты с численностью занятых бо-лее 10 тысяч человек.
К уникальным объектам относят объекты, для которых не установле-ны технические регламенты (высотные здания, стадионы, крупные торговые центры, кинокон-цертные залы и т.п.). Отнесение объектов к уникальным проводят на стадии согласования техни-ческого проекта.
4.10 Оснащение объектов, указанных в . 4.9, СМИС должно осуществляться при проведении:
- проектных, строительных и монтажных ра-бот – для вновь строящихся объектов;
- планового капитального ремонта – для объектов, находящихся в эксплуатации.
Прием в эксплуатацию объектов, указанных в 4.9, без оборудования их СМИС не допускается.
4.11 Программ-но-технические средства СМИС должны быть сертифицированы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.12 Обучение специалистов по созданию СМИС, работы по проектированию, установке, приемке и эксплуатации СМИС должны осуществляться в соответствии с методикой [4] и нормативного документа [6].

5 Общие технические требования


5.1 Требования к структуре и функционированию
СМИС должна удовлетворять сле-дующим основным требованиям:
- обеспечивать автоматизированный кон-троль и управление необходимыми для предупреждения и ликвидации ЧС (в т. ч. вызванных террористическими актами) инженерными системами;
- иметь мо-дульную структуру и быть «открытой», обеспечивать при необходимости возмож-ность диспетчеризации и управления вновь устанавливаемым оборудованием ин-женерных систем;
- допускать возможность объединения с другими информа-ционными системами мониторинга и управления;
В СМИС должны быть пре-дусмотрены автоматический – ручной и дистанционный – местный режимы рабо-ты.
СМИС должна иметь открытую архитектуру, допускать последующее расширение, как по числу объектов автоматизации, так и по числу функций, а так-же быть готовой к интеграции с другими системами мониторинга и управле-ния.
СМИСдолжна базироваться на структурированные информационные ка-бельные сети.
СМИСдолжна иметь иерархическую многоуровневую структу-ру:
уровень 1 - структурированная информационная кабельная система. Ис-пользование для организации сетей связи информационной кабельной системы должно обеспечить универсальность и гибкость проектных решений, удобство ад-министрирования и расширяемость системы в будущем;
уровень 2 - первич-ные датчики и исполнительные устройства, а также устройства согласования сиг-налов первичных датчиков с входами контроллеров сбора информа-ции;.
уровень 3 - контроллеры сбора информации (удаленные модули ввода-вывода), программируемые логические контроллеры, интеллектуальные панели управления оборудованием, рабочие станции управления инженерными системами. В качестве сети передачи данных между этим уровнем и уровнем 4 должна исполь-зоваться сеть на базе последовательных интерфейсов EIA/TIA 232 (485). В этой се-ти следует использовать соответствующие открытые стандартные протоколы циф-ровой периферии (MODBUS, LONTalk, SNMP и пр.);
уровень 4 - серверы ввода/вывода СМИС. Сервер СМИСдолжен содержать средства организации об-мена информацией с диспетчерскими автоматизированными рабочими местами (на базе локальной вычислительной сети) и контроллерами сбора информации (по объ-ектовым шинам), а также специализированное программное обеспечение на базе SCADA-системы для сбора и архивирования информации, поступающей от инже-нерных систем. Сервер СМИС должен передавать оперативные данные персоналу объекта через другие информационные сети;
уровень 5 – автоматизированные рабочие места диспетчеров. На этом уровне иерархии на рабочих станциях функ-ционирует специализированное программное обеспечение для мониторинга и управления оборудованием инженерных систем. Сетью связи на этом уровне явля-ется локальная сеть объекта. Автоматизированные рабочие места диспетчеров должны быть оснащены общепризнанными геоинформационными системами, от-крытыми для интеграции с ЕДДС и другими системами (ERP, SCADA и др.) с воз-можностью использования различных баз данных под управлением известных сис-тем управления базами данных (MS SQL, ORACLE, DB2).

5.2 Требования к надежности


Срок службы системы должен составлять не менее 10 лет с учетом замены неисправных и выработавших свой ресурс компонент. Гаран-тийный срок – 18 мес с момента ввода в эксплуатацию.
Среднее время наработки на отказ СМИС - не менее 10 000 ч.
Среднее время восстановления ра-ботоспособности СМИС - не более 30 мин.
Для оперативного устранения не-исправностей оборудования должен быть предусмотрен необходимый комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей.

5.3 Требования к безопасности

Система должна иметь средства защиты от операторских оши-бок персонала, могущих привести к авариям объектовых инженерных подсис-тем.
Система должна иметь средства документирования действий операторов СМИС.
Технические средства должны обеспечивать защиту персонала от по-ражения электрическим током в соответствии с требованиями , ГОСТ 12.1.030, СниП 12-03 [7].
Входящие в состав СМИСкомпоненты не должны оказывать вредного воздействия на здоровье человека.

5.4 Эргономические требования

Оборудование СМИС должно быть размещено в металлических или пластиковых шкафах (щитах), обеспечивающих удобный доступ к органам управ-ления.
Автоматизированные рабочие места диспетчеров и руководителей служб должны быть укомплектованы мониторами с экраном по диагонали не менее 395 мм, имеющими разрешающую способность не менее 1280 х 1024 при пропор-циональной развертке с частотой кадров в секунду не менее 75 Гц.

5.5 Требования к защите информации

Информационная защита СМИС - по нор-мативному документу.

5.6 Требования к защите от влияния внешних воздействий
Оборудование СМИСдолжно быть размещено в металлических или пластиковых шкафах (щитах), обеспечивающих класс защиты не менее IP40 согласно ГОСТ 14254.
Технические средства должны быть работоспособны при атмосферных воздействиях, соответствующих техническим условиям на эти средства.

5.7 Требования к стандартизации и унифика-ции

Проектные решения должны быть унифицированны для всех объектов автоматизации.

5.8 Требования к совместимости

В системе долж-но быть применено оборудование, совместимое как по физическим интерфейсам, так и по информационным протоколам. В качестве физических интерфейсов и ин-формационных протоколов допускаются только открытые протоколы и стандарти-зованные интерфейсы, которые по функциям соответствуют требованиям, выдан-ным в рамках исходно-разрешительной документации на объект.

5.9 Требования охраны окружающей среды

Компоненты, входящие в СМИС и материалы, из которых они изготовлены, не должны оказывать химическое, биоло-гическое, радиационное, механическое, электромагнитное и термическое воздейст-вие на окружающую среду.
Компоненты, входящие в СМИС, при хранении или использовании по назначению не должны выделять в окружающую среду вредные, загрязняющие или ядовитые вещества.
Отходы, образующиеся при изготовлении компонентов, входящих в СМИС, и компоненты, входящие в СМИС после окончания срока годности, подлежат уничтожению и захоронению в соот-ветствии с ГОСТ 3.1603, ГОСТ Р 51769, ГОСТ Р 52108.

Посоветоваться с друзьями

© 2011 - 2024 Cистема от протечек воды Гидролок (Gidrolock) - Аквастоп. Все права защищены. Копирование материалов сайта разрешено только при согласовании с администрацией.